Харьковский ТЕАТР 19

Театр 19 логотип
Твиттер Вконтакте Фейсбук

Сергей Листунов

Капитан из спектакля

Двери

Публикации

ДОСТИЖЕНИЯ

31.10.2017

Звериные истории с людскими смыслами

Дон Нигро живет в глубине лесов штата Огайо. И пишет пьесы, которые разлетаются по всему миру. Если верить интернету, их более четырехсот. Такая продуктивность позволяет утверждать, что к нему идеально применима пушкинская фраза – «в глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны». Но, будучи популярным во всем мире (ведь пишет с 70-х годов), для русскоязычной аудитории Дон Нигро открылся совсем недавно благодаря переводам Виктора Вебера. С легкой руки переводчика в московском театре им. Ермоловой поставлена пьеса «Дон Джованни», в Петрозаводске – «Горгоны», в русском театре Эстонии – «Ночь для Евы», а харьковский «ТЕАТР 19» выбрал пьесу, которую сам Вебер назвал потрясающей – «Звериные истории» (Animal Tales).

Я люблю метафоричный театр, в котором иносказание узнаваемо, но неоднозначно, а варианты зрительского выбора предполагаются разные. Люблю, когда игра идет легко, вдохновенно, а актерская увлеченность становится заразительной для зрительного зала. Именно такой вариант постановки в сущности грустной философской пьесы и предложил нам «ТЕАТР 19».

Встретив начало спектакля достаточно скептично, я как-то незаметно для себя оказалась в плену его очарования – остроумного текста, азартной игры, легкой пластики, в которой элементы, характерные для животных, логично смешивались с узнаваемым поведением людей. И потому «зверушкины» (в редакции харьковчан – «зверские») истории быстро облекались в человечьи имена и лица. Романтичная индюшка с позитивным мышлением и мечтой о саксофоне; беспокойные хомячки, неутомимо бегущие вперед непонятно зачем; благоразумная мышка, борющаяся с соблазном отведать сыру, спрятанного в мышеловке; бабуин, оскорбленный теорией эволюции, которая предполагает его родство с человеком; одинокий утконос, безуспешно ищущий себе подобных среди уток и зверей; летучая мышь, свое висение вниз головой выдающая за экзистенциальный протест... И эти протесты, заблуждения, пороки, сомнения, страхи, иллюзии, наития, утопии, мистификации – все это не столько про них, сколько про нас. Сюжеты одиннадцати маленьких новелл, в которых действуют восемнадцать животных, разыгрывают всего четыре актера. Но в этом нет ни скороговорки, ни суеты. У каждого из сюжетов свой ритм, своя тональность – от неспешного диалога в семье попугаев или вальяжного мурлыканья кошек до истеричного монолога бабуина или бурлящего страхами наваждения сурка. Действие выстроено по восходящей и логично приводит к финальному сюжету (а по сути к философской притче) о трех коровах, которых ведут на бойню. Они этого не знают, но необычность происходящего оценивают по-разному: одна уверена, что все будет хорошо, вторая сомневается, но надеется, третья чует недоброе. Слаженной, динамичной, проникновенно искренней игрой актеры поднимают спектакль до высокой эмоциональной точки.

Особого слова заслуживает режиссер Игорь Ладенко. Язык сценографии лаконичен. Минимум реквизита делает используемые предметы многофункциональными и выразительными. Пространство действия выходит за пределы сцены, включая зрительный зал. В финале действие отступает от авторского текста и завершается не уходящими через зрительный зал коровами, а возвращается к первому сюжету, к той романтичной индюшке, которая мечтала играть на саксофоне. И этим не просто замыкается круг действия, но и выводится на оптимистичную ноту спектакль. А блестящая четверка молодых актеров – Юлия Навроцкая, Николай Михальченко, Богдан Синявский и Данил Кузнецов под занавес превращают свою полную разнообразных красок пластику в эксцентричную клоунаду.

«ТЕАТР 19» – это аналог одесского «Театра на Чайной» – негосударственный, экспериментальный, молодой, ищущий... Позиционирует себя как театр актерских индивидуальностей, культивирует и осуществляет идею живого театра. На его сайте провозглашается, что создатели этого творческого коллектива «получают истинное удовольствие от своего занятия, вкладывая в него свою душу, мысли и умения, стремятся говорить о том, что волнует людей «по обе стороны рампы», и делать это не без юмора».

Судя по спектаклю «Зверские истории», все это им хорошо удается. Нынешним летом на десятом театральном фестивале «Молоко», который проводит Одесский культурный центр, эта работа была удостоена гран-при. 

Источник:

08.08.2017

Назван победитель одесского фестиваля театров МОЛОКО

В Одессе завершился десятый юбилейный фестиваль театров МОЛОКО. За пять дней зрителям показали 27 спектаклей со всей Украины и из Грузии. Кроме масштабной театральной программы, гостей фестиваля ждали мастер-классы театральных практиков и творческие встречи с современными писателями. В частности, братьями Капрановыми, Андреем Любкой, Русланом Горовым, Александром Ирванцом и Евгением Стеблевским.

Гран-при десятого юбилейного завоевал спектакль харьковского «Театра 19» «Зверские истории» по маленьким комедиям американского драматурга Дона Нигро. Второе место большой сцены взял спектакль теней – историческая драма «Роксолана» театра-студии Papasony ( г. Киев), третье место – также драма, основанная на легенде, — «Хозяин и гость» в постановке государственного драматического театра им. Сандро Ахметели (Тбилиси, Грузия).

«Зверские истории» по пьесе американского драматурга Дона Нигро – это 11 рассуждений на острые темы с тонким юмором и глубоким наполнением. Истории рассказаны от лица животных и поднимают вопросы, которые зритель, возможно, не готов услышать. Актеры мастерски перевоплощаются в буренок, павлина, индюшку, мышку, летучих мышей и других животных. Читать полностью

Источник:

08.08.2017

Глоток свежего «Молока»

Чрезвычайно интересным оказался Десятый, юбилейный международный фестиваль театров «Молоко». Спектакли проходили на основной и камерной сценах Одесского культурного центра, в Театре Перуцкого и ТЮЗе.

Гран-при получил спектакль режиссера Игоря Ладенко «Звериные истории» (харьковский «Театр 19») по маленьким комедиям американского драматурга Дона Нигро. Квартет молодых артистов — Юлия Навроцкая, Константин Скиба, Николай Михальченко и Богдан Синявский — творили на сцене чудеса. Брели на бойню смирные коровы, выясняли отношения заключенные в клетку попугаи, истерили на тему массовых самоубийств лемминги, ждали кукурузных початков индюшки, металась в раздрае мышь, давно знающая о хитром устройстве мышеловки («Но сыр!.. Он так божественно вкусно пахнет!»). Жаждала крови летучая мышь, чтили своих богов бабуины и бурундук, утконос искал себе подобных, кошки выражали недоверие некастрированным котам — все это так похоже на человеческую жизнь...

Как точно схвачены звериные повадки, как поучительно, смешно, а порой и страшно следить за действиями этих милых (или не очень) созданий... После спектакля артистов все вызывали и вызывали на поклон, значит, мнение жюри и зрителей совпало. Читать полностью

Источник:

07.08.2017

Аты-баты, шли вомбаты. В Одессе на «Молоке» раздавали награды

Завершился Десятый международный фестиваль театров «Молоко», который при полных залах проходил в Одесском культурном центре, театре Перуцкого и Театре юного зрителя.

«Думская» во всем согласна с уважаемым жюри. На юбилейном «Молоке» Гран-при получил спектакль режиссера Игоря Ладенко «Звериные истории» (харьковский «Театр 19») по маленьким комедиям американского драматурга Дона Нигро. Тут уж и жюри, и зал были единодушны – в таких овациях искупали впридачу к денежному призу! Надо сказать, что в числе сувенирной продукции, которой одаривали артистов, были и баночки сгущенки, как же без молочной темы… Среди персонажей одноактного действа присутствовали коровы по имени Бесси, Элоиза и Офелия (что мило, эти роли исполняют молодые актеры – Константин Скиба, Николай Михальченко и Богдан Синявский). На шеях коровушек гирями повисли ведра на цепях, головы украшены простенькими платочками, но, видимо, удои уже не те, животных явно гонят на бойню. А они продолжают уверять друг друга, что «все будет хорошо», и тем людям, которые о них до сих пор заботились, виднее… Ничего не напоминает?

А еще ребята за время спектакля перевоплощались в леммингов, индюшек (самая романтичная из них, мечтающая играть на саксофоне, сыграна Юлией Навроцкой), выходили на сцену также бабуин, летучая мышь, просто мышь, бурундук, утконос, кошки… Вомбатов, извините, не было, вомбаты тут для рифмы, а ведь тоже загадочные животные, с удовольствием посмотрели бы и про вомбатов…

Художник-постановщик Александр Абманов и художник по свету Владимир Минаков создали атмосферу таинственности, ирреальности вроде бы скупыми средствами, актеры шествовали на сцену в масках и на котурнах, влача за собой драпировки и детали декораций, на сцене вмиг выстроили свой мир – и покорили всех!

Член жюри, гость из Грузии Валерий Буиглишвили, не скрыл восторга: «Спектакль меня поразил. И режиссура, и актерское мастерство были просто на высочайшем уровне. Звериные инстинкты были переданы с поразительной точностью. Звери тут как бы сравниваются с людьми, они думают, размышляют о своей жизни. Некоторых героев я даже примерил на себя, это заставило меня задуматься. Прекрасная работа «Театра 19». Читать полностью

Источник:

06.08.2017

Харьковский театр взял гран-при на фестивале в Одессе

На театральном фестивале «Молоко» харьковский «Театр 19» наградили за спектакль «Зверские истории».

Об этом говорится на странице «Театра 19» в Facebook.

«Театр 19» — харьковский негосударственный театр, основанный в 2000 году. Режиссёр — Игорь Ладенко. Спектакль «Зверские истории» в марте также взял первую премию театрального фестиваля «Східний express» в Северодонецке Луганской области. Читать полностью

Источник:

 из 3
СТРАНИЦА 1